Интернет-магазин товаров для активного отдыха

logo 12 миль

Надувная лодка: история создания

Надувная лодка Хантер 420 А

Каждый день в мире покупается тысячи надувных лодок. Столько же спускается на воду в поисках рыбы или просто положительных эмоций. Люди научились правильно выбирать лодки, надувать их. Но мало кто знает историю создания любимого плавательного средства.

Прототип

Между тем, роль надувных лодок в развитии мирового технического прогресса неоценима. До сих пор существуют регионы, где данное плавсредство считается незаменимым. Например, в северных странах, где обычная древесина на вес золота. Зато люди с древних времен плавали на шкурах животных, натянутых на каркас. Теперь с этой задачей справляются надувные лодки.

В теплых странах тоже активно использовали надутые шкуры, чтобы переплыть на другой берег. Они оказались более мобильными и легкими, чем деревянные плоты. Прекрасно проходили все каменистые местности, пороги, мели. Даже сейчас в мелких деревушках Афганистана можно увидеть такой способ передвижения по воде.

Между тем, бурдюки впервые использовались как плавсредства в далеком 880 году до н.э. В Англии даже сохранился рисунок на камне, изображающий переправу через реку. Но и это еще не все. Аналогичные изображения были найдены также в ассирийском погребении и гробнице фараона. Кстати, Александр тоже использовал надутые бурдюки с плотами, чтобы пройти по верхней части Ганга.

Еще один прототип – кораклы – легкие лодки, где каркас напоминал половинку грецкого ореха и был сплетен из веток ивы, обтянутой шкурами.
Возвращение технологии через… сто лет.

Именно столько пришлось ждать идее применения воздуха при строительстве лодок. Бурдюки с воздухом были благополучно забыты. На смену им пришли традиционные деревянные суда, которые без особых проблем бороздили морские просторы.

Второе рождение технология получила благодаря…. Колумбу. Поскольку именно после освоения Америки европейцы узнали что такое каучук. Термин произошел от слияния двух индейских слов «kao» — дерево и «o-chu» — течь и сохранился до нашего времени. Индейцы добывали каучук из сока деревьев гевеи и пропитывали полученным составом свою верхнюю одежду, которая в итоге становилась непромокаемой. Идея так понравилась завоевателям, что они начали активно выменивать индейские плащи-дождевики у коренных жителей. До Европы необычная ткань дошла в 1759 году как подарок королю Португалии.

Но не возить же ткань из Америки? Это дорого и долго. В итоге англичанин Макинтош попробовал повторить ее производство. Правда отрезы в итоге вышли не особо качественные. Они боялись и мороза (замерзая при температуре —4 °С), и жары (расплавляясь от прямых лучей солнца).

Этап следующий: вулканизация

Ситуацию спас Чарльз Гудьир. Предприимчивый американец в 1839 г. открыл способ вулканизации, смешав каучук с серой и нагрев его. В результате получилась резина, которой были не страшны ни снег, ни дождь, ни палящее солнце. В этом же году из нового материала была сшита первая надувная лодка, предназначенная на 10 человек. Англичанин Хэнкок, которому пришла в голову эта идея, позиционировал новинку как способ сплава для солдат. Лодку можно было при необходимости быстро надуть. Еще через 4 года в производство поступили одноместные лодки из каучука для спасательных работ. Они весили всего 5 кг и помогали быстро ретироваться с поля боя вплавь.

Легендарные надувные лодки

Дальше – больше. Производители разрабатывали одну модель за другой, насыщая спрос потребителей.
Одной из самых знаменитых стала лодка, сшитая в 1846-м г. знаменитой фирмой «Macintosh» для Дж.Франклина и его экспедиции по Арктике. Одноименная надувная лодка весила почти 40 кг и была дополнена двумя отсеками, изолированными друг от друга и защитным брезентовым чехлом.

Следующий рекорд был побит Боннеем в 1850 году. Он спроектировал надувную лодку весом 81 кг, которая могла вместить на своем борту 40 человек.

Годы шли, и люди становились все более изобретательными. В свет вышла плащ-лодка, которая была и верхней одеждой, и матрасом, и лодкой.
Позже (в 1862-м г.) была спроектирована лодка-ранец.

Еще 13 лет понадобилось для создания педальной лодки. В патенте изделия гребные колеса были выполнены из поплавков, которые надувались и вращались в ходе процесса.

Интересный вариант придумал моряк Джон Микс со своими двумя коллегами. Американец использовал 3 надувных баллона для построения плота «Нонпарель». Длина изделия составила 7,7 м, что очень солидно для того времени. Сверху моряки установили деревянный настил размером 6*3 м, бушприт и две мачты с рейковыми парусами. Чтобы доказать надежность своей конструкции, американцы совершили на плоту 51-дневный заплыв, выйдя 4 июня 1867 г. из Нью-Йорка и приплыв почти через 2 месяца в Саутгемптон. Удивительно, но за это время надувные баллоны не только не лопнули, но и сохранились в более-менее нормальном состоянии.
Не отставали от американцев и россияне. В 1895 г. неизвестный изобретатель опубликовал в питерской брошюре «Спорт во все времена года» свое видение лодки. Четыре воздушные камеры, изолированные друг от друга, образовывали неправильный овал. Днище было спроектировано так, что рыбак мог спокойно ходить «с ногами» вброд. При малейших движениях ногами открывались объемные гребки, приводя лодку в движение. Изделие надувалось за 5 минут и могло развить скорость до 4 верст в час.

Развитие

С начала XX века производство надувных лодок было настолько разнообразным, что люди не успевали фиксировать полет мысли изобретателей. Кто-то добавлял надувные борта классической деревянной лодке. Кто-то просто предлагал надувные баллоны, особо не мудрствуя. Кто-то ломал голову над созданием складной надувной лодки.
Помните кораклы, о которых мы говорили в начале статьи? Так вот, их тоже преобразили в 1900-1910 годах. На деревянные каркасы были помещены надувные резиновые баллоны. Но конструкция не прижилась. Низкое качество производства делало такие изделия очень хрупкими и уязвимыми.
Самой популярной стала немецкая лодка 1900 года выпуска. Многоместная круглая модель отличалась сиденьями из дерева, жестким настилом-решеткой и надувной поперечной банкой. Кстати эта лодка выпускается до сих пор.

Но если сейчас надувные лодки – это любимое средство для рыбалки у мирных жителей, то в начале XX века на них плавали исключительно военные. К примеру, в 1918 г. ливийские повстанцы получили вооружение именно с помощью легких резиновых лодок. После 20-го года ими начали оснащать военные самолеты. И однажды данная мера предосторожности дала свои плоды. В 1927 г. самолет «Америка» не долетел до французского берега несколько сотен метров. В итоге экипаж добирался до места назначения на спасательной лодке. И это спасло их от гибели.

Примерно в это же время лодки начали оснащать моторами. И, надо признать, в военных действиях надувные плавсредства показали себя отлично. На них переправлялись десантные войска, совершались спасательные операции. Немецкие исследователи заявляют, что с помощью надувных лодок было спасено 13 тысяч человек. Правда, не указывают за какой период времени.

Однако в мирной жизни люди опасались выходить в открытое море на подобном плавательном средстве. Ситуацию спасла промышленность. В первые мирные годы были придуманы и запущены в производство новые каучуки и сверхпрочные синтетические ткани. Надувные лодки из них получались легче, прочнее и безопаснее.

Мирная жизнь лодок

Кстати, резиновые баллоны, наполненные водородом, активно использовались в производстве дирижаблей. Но было зафиксировано так много несчастных случаев, что от затеи было решено отказаться. После ряда неудач в воздухе, компания Societe Zodiac (французский производитель дирижаблей) использовала привычную технологию в разработке резиновых лодок. Смена стихий с воздушной на водную и замена водорода обычным воздухом дало свои плоды. Сначала компания выпустила на воду надувной каяк, рассчитанный на двух людей, а затем и катамаран. Но настоящую известность фирме принесла разработка и дальнейший массовый выпуск надувной лодки Zodiac.

В 50-х годах 20-го столетия разработка надувных лодок начала развиваться, когда был изменен состав нейлоновых тканей. И клеевая основа стала более прочной. Благодаря этому изделия из ПВХ могли быть использованы и в мороз, и в жару. Та же технология начала использоваться и в производстве спасательных жилетов. Лодки из военных самолетов плавно перекочевали в качестве шлюпок на яхты.

Что касается первой жесткой надувной лодки, то за ее создание можно благодарить Атлантический колледж в Уэльсе. Дело в том, что директором учебного заведения был Десмонд Хоар Р.Н — контр-адмирал в отставке. Именно с его легкой руки была спроектирована, протестирована и произведена первая жесткая надувная лодка. Позже права на конструкцию были проданы колледжем всего за 1 фунт стерлингов компании RNLI.

Прорыв в мировом сознании

Внедрить надувные лодки в мирную жизнь помог Ален Бомбар в 1952-м г. Французский врач бросил вызов обществу и пересек Атлантический океан на надувной лодке французской фирмы «Зодиак». Зачем? Молодой человек хотел доказать, что человек может прожить в океане дольше 10 дней (именно столько в то время длилась традиционная спасательная операция по поиску выживших в крушениях), что можно есть сырую рыбу и пить время от времени морскую воду.

Все путешествие, занявшее у него 65 дней, он питался исключительно тем, что смог выловить в океане. Надувная лодка «Еретик» (как ее назвал Бомбар) была 4,6 м в длину, 1,9 м в ширину, а диаметр ее борта составлял 0,46 м. Это стандартные замеры надувных лодок тех лет. Никаких улучшений перед путешествием сделано не было. Но судно прекрасно выдержало длительный заплыв. Лодка находилась в отличном состоянии в конце путешествия и могла, согласно заверениям наблюдателей, перенести заплыв в обратном направлении. Этот факт добавил очков в пользу надувных лодок в глазах простых горожан.

Кстати, изначально Бомбар решил плыть в компании. И даже давал объявление по поиску спутника для своего заплыва. Но ему, как правило, отвечали либо несостоявшиеся самоубийцы, которые хотели таким образом проститься с жизнью, либо «заботливые» зятья, предлагающие свою тещу в компаньоны, либо сумасшедшие, которые обещали дать себя съесть в процессе экспедиции.

В конце концов на заплыв согласился Дж.Пальмер. Но отказался от затеи после пробной морской прогулки с Бомбаром, в ходе которой они ели сырую рыбу в качестве тренировки и вместо пресной пили морскую воду. В итоге Алену пришлось плыть самому. Но эксперимент удался. И врач получил заслуженную всемирную славу.

Следующий рекорд поставил Жак-Ив Кусто, заказавший в 1959 году огромное надувное судно уже небезызвестной нам фирме «Зодиак». Лодка «Амфитрит» была нереально огромна для своего времени. Ее длина составляла 19,8 м, ширина — 9 м, а диаметр борта равнялся 1,5 метрам. Судно предназначалось для очередной экспедиции ученого. Оно было оснащено двумя дизельными моторами мощностью по 300 л. с., весило чуть меньше 6 тонн и развивало скорость до 30 узлов. На сегодняшний день это самая большая надувная лодка в истории.

Также стоит заметить, что спрос на надувные лодки в последние годы постоянно растет. В Европе их выпуск составляет примерно 30% от годового выпуска среди так называемых прогулочных судов. Причем подавляющая часть из них – с мотором. В России надувные лодки тоже пользуются спросом. В основном их покупают рыбаки и охотники.

Кстати, если Вы купили надувную лодку и не знаете, как ее правильно надувать, предлагаем прочитать одну из наших прошлых статей.

другие статьи в нашем блоге

logo-mainРесурс 9

Вы можете оставить свой вопрос о продукции и мы Вам перезвоним!

Наши специалисты свяжутся с Вами и расскажут подробнее об условиях доставки, оплате и нашей продукции.

Как с Вами лучше связаться?
Сравнение товаров