Интернет-магазин товаров для активного отдыха

logo 12 миль

Какой мотор лучше: двухтактный или четырехтактный

4-х тактный лодочный мотор
Этот день настал! Рискуя навлечь на себя массу проклятий, мы решили поставить точку в дискуссии, которая длится десятилетиями: какой мотор купить? Что лучше, 2 такта или 4?
Ответ: четырехтактный лучше. Расходимся, всем спасибо. (Шутка)

Если коротко: для разных задач и разных условий эксплуатации подходят разные моторы. Где-то стоит брать 4-тактный, а где-то достаточно и 2-тактного. Именно это мы и постараемся сегодня прояснить: когда какой двигатель покупать.

А начнем с того, чем, собственно, эти варианты отличаются. Если вы не хотите лезть в «технические дебри», можете пропустить следующий раздел. Но лучше почитайте. Во-первых, мы все объясняем насколько возможно просто. Во-вторых, знание устройства мотора поможет вам понять те преимущества, к которым мы перейдем позже. А вероятно и позволит сберечь пару лишних рублей, когда в сервисе начнут вешать ерунду на уши.

Чем отличаются моторы на 2 такта и на 4 такта

Начнем с четырехтактного рабочего цикла. Это может показаться нелогичным, но объяснить его работу немного проще.

Работает такой цилиндр в следующем порядке:

  1. Поршень идет вниз. Через клапан впуска при этом «втягивается» топливо. Это такт впуска.
  2. Поршень поднимается. Это такт сжатия, т.к. в процессе происходит сжатие топлива.
  3. Свеча дает искру, топливо взрывается, и взрыв толкает поршень вниз. Это такт сгорания (топлива).
  4. Такт выпуска. При движении поршня вверх он выталкивает продукты сгорания через выпускной клапан.

В этом варианте поршень разделяет картер и камеру сгорания. Поэтому масло смазывает все подвижные части в кривошипной камере, при этом никак не контактируя с камерой сгорания.

Перейдем к рассмотрению двухтактного рабочего цикла:

4-х тактный лодочный мотор
  1. Когда поршень идет вверх, он сжимает топливо, которое уже находится в камере сгорания. Одновременно через канал впуска «заходит» топливная смесь в кривошипную камеру.
  2. Топливо сгорает, толкает поршень вниз. Тем самым перекрывается впускной канал и открывается выпускной. Одновременно через продувочный канал новая порция топливной смеси попадает из кривошипной камеры в камеру сгорания.

 

В двухтактных моделях смазка поступает вместе с топливом (путем предварительного смешивания). Поэтому сгорает также вместе с ним.

Интересный факт. Первым появился четырехтактный двигатель, а двухтактный – это уже результат его последующего упрощения. Упростил его не кто иной, как Карл Бенц. Тот самый, который в сотрудничестве с Даймлером потом начал выпускать автомобили Mercedes-Benz.

«Как все эти технические подробности помогут сделать выбор?» – спросите вы. Скоро мы все поясним.Начинается самое интересное.

2-х тактный лодочный мотор

Критерии выбора

Если спросить у сотни водомоторщиков какой лодочный мотор лучше, то однозначного ответа вы не получите. Проблема в том, что у всех свои потребности, а соответственно и критерии того, какими качествами должен обладать ПЛМ.

Сейчас мы пройдемся по каждому из этих критериев. Разберем в подробностях, на что они влияют. После этого вы уже сами сможете определить, какие из них для вас важнее.

Для тех кто хочет более глубокого обоснования выбора, мы припасли сюрприз. Не «переключайтесь».

Цена

Давайте взглянем правде в глаза. Цена – это главное, что волнует примерно 90% покупателей лодочных моторов. Конечно, есть еще показатели мощности, бренд, но все это не относится к теме сегодняшнего разговора и никак не повлияет на ваш выбор между количеством тактов.

Так вот, двухтактники ощутимо дешевле.Как уже стало понятно, они проще, значит их легче и быстрее изготовить. Да и материала на них идет меньше. Следовательно, и цена ниже.

Например:

  • MARLIN MF 9.9 AMHS (четыре такта) – 162 700 р.
  • MARLIN MP 9.9 AMHS (два такта) – 119 900 р.
 

Критерии выбора

о моторы одной мощности примерно в одной комплектации. Поэтому дают наглядное представление о разнице в цене.

Если для вас первоначальные вложения в мотор – единственный значимый фактор, то у нас есть победитель – двухтактный двигатель.

Почему мы упомянули именно первоначальные вложения, а не просто цену? Дело в том, что содержание четырехтактного двигателя обходится дешевле, и «на дистанции» он выигрывает по тратам на него. Но об этом мы поговорим подробно ниже.

Вес

Обычно масса не является первой цифрой, на которую вы смотрите при выборе мотора. Но есть пара моментов, которые могут сделать вес решающим фактором при выборе между двухтактными четырехтактным двигателем. Ведь 4-тактные аппараты значительно тяжелее.

Первый – это ограничение по весу двигателя вашей лодки. Вполне может быть, что у вас в паспорте плавсредства указана максимальная мощность ПЛМ 20 л.с. Но при выборе мотора вы можете столкнуться с ситуаций, когда двадцатку можно взять только двухтактную, а 4 такта просто не влезут в ограничение по весу.

Тут вам придется выбирать – либо двадцатка, но двухтактная, либо 9.9/15, но четырехтактный.

Второй неочевидный момент – физические возможности. Масса 2- и 4-тактных двигателей может отличаться процентов на 30, а это очень много. В приведенном выше примере с Марлинами разница всего в 4 кг. Но есть случаи, когда одна модель весит 37 кг, а вторая 50. И если первый вариант (2-тактный) поднять еще можно, то со вторым возникнут проблемы, если вы не в потрясающей физической форме.

Шум

Всем известно, что двухтактники значительно более шумные… Но так ли это?

На наш взгляд количество и значение децибел часто переоценивается. По опыту можно сказать, что в моторах 30+ л.с. вы вряд ли будете ощущать заметную разницу в уровне шума (звук, конечно, разный у разных систем, но его громкость не так чтоб и разнится).

Если брать менее мощные двигатели, то шум ощущается вплоть до того момента, пока вы не выйдете на глиссер. Потом основным шумом будет ветер.

Из этого можно заключить, что шум может доставлять дискомфорт разве что на маломощных двигателях. Скорее всего, бюджетных, производители которых не особо заморачивались звукоизоляцией и погашением вибрации.

Действительно, многочасовое нахождение рядом с такими агрегатами не рекомендуется. Если для вас это критично – взгляните в сторону четырехтактных моделей.

Запах

Если шум мы считаем переоцененным по значимости, то запах, пожалуй, самый недооцененный фактор.

В четырехтактных моторах топливо сгорает практически полностью, меньше загрязняя воздух выхлопами. В двухтактных с этим все гораздо хуже. К тому же масло сгорает вместе с бензином, добавляя к нему свои ароматы.Это имеет «накопительный» эффект: чем старше двигатель, тем он «ароматнее». Усугубляется все это использованием низкокачественного бензина и масла.

О вреде экологии можно даже не упоминать: мы понимаем, что она для большинства людей дело десятое. Но если ваша лодка предназначена для семейного отдыха, катания детей, то ситуация в корне меняется. Вряд ли вы захотите, чтобы ваши дети дышали ядовитыми выхлопами, пусть даже в недолгие моменты отдыха.

Если это ваша ситуация – выбирайте 4 такта.

 


 

Транспортировка

Двухтактный двигатель можно транспортировать в любом пространственном положении. Он даже работать вверх ногами может – конструкция позволяет.

А вот с четырехтактными все не так просто. В идеале его нужно транспортировать вертикально. Если хотите положить на бок, то нужно знать на какой и под каким допустимым углом (это обычно описано в инструкции).

Проблема в том, что далеко не все модели можно перевозить на боку. И это может оказаться критичным – уточняйте этот момент заранее. Не у всех в багажнике неограниченное пространство и возможность возить двигатель «стоя».

Топливо

В 4-тактных агрегатах масло и топливо заливаются отдельно. В 2-тактных нужно предварительно смешать эти компоненты. Причем строго соблюдая пропорции. Обычно это 50:1, но лучше уточнять цифру в инструкции. Не сказать, что критичная, но постоянно отнимающая время особенность.

Часто можно встретить рекомендации смешивать большие объемы заранее, чтобы экономить время, но далеко не все могут позволить себе хранить сотню литров смеси. Поэтому учитывайте этот нюанс, если собираетесь приобрести двухтактник.

Стабильность работы на холостых оборотах

Кому-то эта характеристика бесполезна, но те, кто занимаются троллингом, обязательно на нее взглянут.

Есть точка зрения, что двухтактники плохо держат холостые обороты. На самом деле это зависит больше не от тактности, а от следующих факторов.

  • Бренд (дешевые модели хуже в этом отношении).
  • Качество топлива.
  • Качество масла.
  • Своевременное техническое обслуживание (особенно часто проблема в свечах).
 

Если у вас не самый бюджетный мотор и вы за ним хорошо ухаживаете, не пропускаете ТО, не «скармливаете» дешевые расходники, то все у вас будет нормально. Поэтому здесь мы объективно не можем кинуть камень в огород фанатов двухтактных моторов. Другой вопрос, хотите ли вы этим всем заморачиваться или для вас проще купить четырехтактную модель.

 

 

Ресурс работы

Вот мы постепенно и подобрались к критериям, которые не лежат на самой поверхности, но являются очень важными. Первый из них – ресурс работы.

Здесь нужно сделать отступление. Реальных потенциальных ресурсов работы никто не знает. Можно найти некоторые эмпирические выводы, основанные на косвенных данных. Можно найти результаты, полученные опытным путем водомоторщиками (но у них попросту нет возможности тестировать большое количество двигателей). Но прям реальных экспериментальных данных найти нельзя.

Усреднив результаты большинства опытов и тестов, можно сделать вывод, что ресурс работы качественного четырехтактного мотора примерно 7500 моточасов. Двухтактного 3000-3500. Т.е. разница примерно в 2-2,5 раза.

Скорее всего опытные пользователи уже подумали, что столь громадные цифры – это ошибка. Нет, они близки к реальности. Косвенно они подтверждаются теми крохами информации, которые просочились из сервисных центров. Например, известно, что на «капиталку» приходят моторы с выработкой 1500 часов. Но это касается тех агрегатов, которые работают на пределе возможного: например, на спортивных лодках. В реальности таких нагрузок не будет почти ни у кого.

 

Важно! Мы не гарантируем вам такой срок работы мотора. Мы не хотим, чтобы вы завтра купили Hidea, залили туда самый дешевый бензин и масло, не проходили ТО, а потом сказали, что мы идиоты, потому что ваш мотор накрылся уже на второй год при 300 часах выработки. Мы в этом не виноваты – бренд, качество топлива, своевременное обслуживание, – все это влияет на сроки. Не говоря уже о случаях заводских дефектов.

А теперь самое важное, что вы можете вынести из этого раздела. Если вы выходите на воду только на выходных, и то не на каждых, то даже двухтактного мотора вам хватит чуть ли не на всю жизнь. Согласно статистике, средняя выработка моточасов у среднестатистического водомоторщика, который иногда выходит порыбачить или покатать семью, около 50 часов в год. Ресурс хорошего двухтактника вы будете вырабатывать лет 70.

Поэтому, как оказалось, один их самых важных критериев бесполезен, если вы не занимаетесь коммерческой эксплуатацией мотора или не «живете» на воде. Тем не менее, купить четырехтактный мотор все равно может быть выгодно, несмотря на бесполезность для большинства громадного ресурса.

Так где же, все-таки, проходит та граница, за которой эксплуатация четырехтактного мотора становится экономически выгодной?

Давайте считать

На самом деле граница рентабельности пролегает не так далеко, как вы можете подумать. Все дело в том, что 2-тактники «жрут» в два раза больше бензина и в пять раз больше масла, чем четырехтактники. Это громадная разница.

Не будем утомлять вас формулами и подсчетами. Мы уже сделали предварительные расчеты с учетом стоимости бензина, масла, капитальных вложений (покупка мотора), технического обслуживания. Мы не учитывали стоимость ремонта, поэтому что этот фактор учесть, к сожалению, невозможно: он очень привязан к качеству бренда.

Для подсчета возьмем наших старых знакомых:

Масло возьмем тоже от Марлин: за 720 р. 1 литр для четырехтактных моторов, 
и за 600 р. 1 литр для двухтактников.

Добавим к ним 92-й бензин по 49 р. за литр.

Считать будем для временного горизонта в 3 года. Брать больше особого смысла нет: вряд ли кто-то будет покупать мотор, рассчитывая, что он окупится лет через 5.

Так вот, чтобы эксплуатация MARLIN MF 9.9 AMHS (четыре такта) стала выгодной через 3 года, вам нужно «наматывать» хотя бы 200 моточасов за сезон. Скажем прямо, это довольно много. Если брать среднее время работы мотора в день 5 часов, то вам нужно выйти на воду 40 дней за сезон. Это немало, но не дотягивает до планки коммерческой эксплуатации. При этом такой вариант и не для любителей – что-то среднее.

Если вы будете в эти 40 дней эксплуатировать движок по 8 часов, а не по 5 (т.е. 320 часов за сезон), то окупите покупку четырехтактника уже к концу второго сезона.

Чтобы окупиться в первый же сезон, нужно выработать примерно 600 моточасов.

Конечно, к тому моменту, когда вы читаете этот материал, цены скорее всего изменились. Но вы можете ориентироваться на наши рекомендации по моточасам: соотношение останется примерно одинаковым.

Подобьем итоги.

Так какой же мотор лучше: двухтактный или четырехтактный?

Что для вас важнее всего при выборе мотора? Мы, к сожалению, не знаем. Какой мотор будет лучше для вас? Этого мы не знаем тоже.

Но в чем мы можем быть уверены, так это в том, что дали вам исчерпывающую инструкцию по выбору между двухтактным и четырехтактным двигателем. Учитывайте только те факторы, которые для вас важны, и игнорируйте те, которые бесполезны. Тогда вы сделаете тот выбор, о котором не пожалеете годами.

другие статьи в нашем блоге

logo-mainРесурс 9

Вы можете оставить свой вопрос о продукции и мы Вам перезвоним!

Наши специалисты свяжутся с Вами и расскажут подробнее об условиях доставки, оплате и нашей продукции.

Как с Вами лучше связаться?
Сравнение товаров