«Суши весла, включай мотор!» Еще пару столетий назад эта фраза казалась абсурдом, а все лодки перемещались по воде благодаря силе и сноровке гребцов. Изобретение подвесного лодочного мотора стало настоящим триумфом инженерной мысли. Но кто же додумался придать скорости плавательному средству? Давайте разбираться.
Да здравствует ручной привод!
Первая ласточка лодочных моторов – дело рук Томаса Риса. Предприимчивый американец в далеком 1866 году запатентовал первый лодочный мотор, в котором гребной четырехлопастной винт вращался с помощью ручной тяги, а именно – посредством маховика и ручки. Здесь хоть и нужно было прикладывать силу, но гораздо меньшую, чем используют гребцы, чтобы сдвинуть лодку с места.
Электричество = прогресс
Всего несколькими годами позже появился первый электромотор. Произошло это в 1880 году благодаря светлому уму и золотым рукам Густава Трувэ. Именно он запатентовал первый электрический подвесной мотор для лодки и спустя год презентовал его в Париже, на реке Сена. Изобретение произвело фурор. Но прогресс не стоит на месте. И новые изобретатели бросились усовершенствовать новосозданный мотор.
Общепризнанный отец подвесного лодочного мотора
Самыми удачными в мире лодочных моторов оказались изобретения Ола Эвинруда. Именно он решил внедрить в проект Густава Трувэ двигатель внутреннего сгорания. И сделал это настолько удачно, что его подвесные моторы используются до сих пор. Но обо всем по порядку.
Детство
Ол Эвинруд был норвежцем, который в детстве эмигрировал с родителями в Америку. Как позже признавался сам изобретатель, именно эта поездка перевернула всю его жизнь. Потому что добираться до места назначения пришлось по морю. И мальчик буквально жил в машинном отделении, рассматривая сложные механизмы.
Отец не только не поощрял конструкторских способностей сына, но и всячески приобщал его к работе на ферме. А Ол… строил втайне ото всех свою первую лодку. И это только в фильмах строгое родительское сердце тает при виде достижений своего ребенка. В жизни же отец просто разбил первую лодку сына, попутно напоминая ему, что он – сын фермера. И его участь – работа на ферме. Упрямый Ол послушал отца и… создал еще одну лодку. Здесь уже родитель решил не рубить сплеча и помог спустить ее на воду.
Рождение идеи
Но вернемся к нашим подвесным моторам. По легенде идея его создания пришла Олу Эвинруду в голову в 1908 году на озере возле Милуоки. В тот день он отдыхал на берегу с друзьями и девушкой Бесс, которая ему очень нравилась. Девушка попросила мороженого, и Ол, решив покорить женское сердце, вызвался доплыть на противоположный берег и привезти ей лакомство. В итоге мороженое растаяло по дороге… как и сердце Бесс, которая впоследствии стала женой будущего изобретателя.
Как все было
Уже через год, в 1909 году, Ол Эвинруд создал первый подвесной лодочный мотор, установил его на лодку и отправился тестировать новинку. Матросы были поражены увиденным.Говорят, что те даже что-то кричали предприимчивому американцу, но тот их не слышал из-за шума двигателя. Стоит заметить, что лодка двигалась со скоростью 5 миль в час, а мощность мотора составляла 1,5 л.с. На этот раз Бесс была менее оптимистична и напомнила своему тогда уже мужу, что у них просто нет денег на его изобретения. Она еще не знала, что это грохочущее сооружение принесет им целое состояние.
Расцвет производства
Позже Ол Эвинруд дополнил свое изобретение глушителем и попросил своего друга отправиться в рейд по озеру Пиутоки. Затея удалась. Друг привез из поездки кучу хвалебных отзывов и заказ на 10 подвесных моторов. Бесс начала активно рекламировать изобретение мужа. А сам Эвинруд сутками собирал моторы в мастерской. Весили они 20 килограмм, а стоили 62 доллара – вполне приличную сумму для тех лет. Уже через два года производство так разрослось, что семья построила свой первый завод, на котором трудилось 100 рабочих. Чуть позже Крис Мейер вложил в предприятие 5000 долларов, став компаньоном Ола Эвинруда. Расширение коснулось не только производственных площадей, но и географии. Международная реклама позволила заключить контракты со Швецией и Норвегией, увеличив обороты производства до тысячи штук в месяц.
Изменения
Еще через пару лет, в 1913 году заболевает Бесс, и Ол Эвинруд продает свою долю в бизнесе, чтобы быть рядом с женой. Поставив любимую на ноги, изобретатель возвращается к теме моторов. Он увеличивает мощность изделия до 3 л.с. и уменьшает вес до 21 кг. Бывший компаньон оставляет изобретение без внимания, и Ол Эвинруд создает еще одну компанию, которая много лет будет успешно производить и продавать подвесные лодочные моторы.
Последователи
Ол Эвинруд не единственный, кто старался сделать жизнь на воде легче. Занимались этим и братья Оскар и Карл Хульт из Швеции. Правда, источником вдохновения для них послужил тот самый подвесной мотор, о котором мы говорили выше, и который братья купили в 1911 году в США. Юные изобретатели изменили его, снабдив двухцилиндровой схемой.
Еще через лет 15, в 1926 году была создана и запущена в производство первая модель подвесного мотора, которая развивала скорость до 90 км/ч. Произошло это на предприятии The Johnson Motor Company.
После войны, в 1949 году инженеры снабдили подвесной мотор тремя видами передач (задней, передней и нейтральной), стартером, съемным кожухом и топливным баком. И это стало настоящим прорывом в лодочном производстве.
Еще одно революционное изобретение в этой сфере произошло в 1958 году, когда мотор был дополнен четырехцилиндровым двигателем. Первым в своем роде. В итоге мощность мотора составила 50 л.с. Через 4 года, в 1962 году, эта цифра была удвоена. А мощность достигла 100 л.с.
Сегодня подвесные лодочные моторы бывают в 4-5 раз мощнее, чем в прошлом столетии. Но это все еще старая-добрая модель Ола Эвинруда. Усовершенствованная, измененная, но неизменно выносливая и долговечная.
Кстати, на нашем сайте вы можете купить не только подвесной мотор для своей лодки, но и масло для него или ремонтный набор, состоящий из тубуса, кусков ткани ПВХ, переходника для клапанов, клея и инструкции по ремонту надувных лодок.